Перейти к публикации
Форум района Строгино

Атеизм


Рекомендованные сообщения

Могу покопаться у Волкова - "Схождение во тьму". Про соловецкий лагерь там есть, и про верующих в людоедских условиях. Лагерь сильно обострял чувства истово верующих - но про кидания н а решётку не встречал.

 

 

Свой пример вычитал тут - Дискуссия «Христианство и атеизм» С. А. Желудков – К. А. Любарский.

"Примечание 1977 г.: Всего за два месяца до написания этих строк один из лучших людей в лагере, юноша чистейшей души и мужества, заболел – с явными признаками религиозной мании (самый распространенный в лагере вид душевной болезни). Кризис разразился в одну ночь: человек бросился на колючую проволоку запретной полосы, под пули охраны, а затем пытался покончить с собою, к счастью, безуспешно. Верующие, ликовавшие по поводу его духовной эволюции, позднее горько каялись в своей слепоте, но лишь позднее… Фамилий никаких я не называю намеренно. Участники событий, если прочтут эти строки, узнают всех персонажей и – себя."

Изменено пользователем Imm
Ссылка на сообщение

Понятие атеизма в истории западноевропейской мысли

(От античности до Нового времени)

З.А. Тажуризина

В древней Греции "безумцы", совершившие преступление против религии, пренебрегающие почитанием общепризнанных богов, и, тем более, отвергавшие их существование, именовались безбожниками, а их позиция безбожием. Слова, обозначающие такого рода понятия по-гречески, образуются из слова Image1.gifи отрицательной частицы а. Отсюда Image2.gif— безбожник (в лат. языке — atheos); (...) Уже из этого можно сделать вывод о том, что слово Image6.gif, напротив, выступало в общественном сознании как обозначение чего-то примитивного и малокультурного, хотя оно нередко использовалось и для дискредитации заведомо интеллектуальных людей. Судя по сему, словоImage6.gif в древности не применялось в качестве самоназвания людей, отвергавших бытие и необходимость почитания признанных официальными богов, — оно использовалось в качестве ярлыка, сигнализирующего о совершении государственного преступления.

(...)

Первым апологетам христианства пришлось защищать свое учение от обвинений его в безбожии римскими властями. "Нас называют безбожниками", — недоумевает Афинагор (ум. ок. 177) в "Прошении о христианах" (Афинагора афинянина философа христианского прошение о христианах // Сочинения древних христианских апологетов. М., 1867), представленном Марку Аврелию (121—180) и сыну его Коммоду (161—192). Обвинение христиан в безбожии было связано с их отказом от почитания официальных богов. То, что у греков называлосьImage4.gif, римляне называли sacrilegium — святотатство, осквернение, поругание святыни. В.В.Болотов (1853—1890) отмечал, что слово sacrilegium не вполне адекватно понятию Image4.gif, ибо в нем на первый план выдвигается не убежденность в том, что нет Бога, а лишь обнаруженное нежелание чтить соответствующим образом признанное законом божество. "В разбор религиозных воззрений "безбожников" не входили; достаточно было одного факта, что они не почитают признаваемых законом богов, чтобы подвести виновных под законы о безбожии" (Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т .II. М., 1994. С. 30). В обыденном сознании при обвинении христиан тресту? имело буквальный смысл, — и христиане обычно защищались против обвинения их в Image4.gif"в народном смысле". Но когда власти обвиняли их sacrilegium, они были бессильны, это было преступлением против римского культа. Таким образом, понятие безбожия приобретало явно юридический смысл. Позднее император Юлиан (331—363) воспользовался практикой преследования христиан как безбожников для восстановления политеистического культа. Защищаясь от упреков в безбожии, христианские апологеты сами используют это понятие для обвинения противоположной стороны. Они прекрасно знают о том, что в безбожии древние обвиняли тех, кто открыто проповедовал о несуществовании богов. Не эти безбожники представляли тогда опасность для христианства, а те, кто продолжает придерживаться политеистических воззрений, чтит греко-римских богов и тем самым препятствует распространению христианства. Тот же Афинагор, представивший греческую мифологию как забавную выдумку поэтов, считает безрассудными людей, "которые на основании таковых басней являют себя чтителями божества, а лучше сказать — безбожниками (Афинагора афинянина... прошение о христианах. С. 96).

(...)

Каким же образом использовалось слово "атеизм" ("безбожие") образованными защитниками христианства? Оно существовало в прямой отрицательной связи с понятием христианского Бога — нерожденного, вечного, бесконечного, благого, творца всех тварей и т.д. Любое несоответствие этому понятию считалось отступлением от истины. С этой точки зрения "безбожием" считалось не только собственно отрицание богов, но и многобожие, и даже ереси, возникавшие в лоне христианства.

(...)

В сочинениях Климента Александрийского атеизм выступает как достаточно широкое понятие, заключающее в себе и многобожие, и материализм, и незнание "истинно сущего Бога". Может быть, упоминание о материализме покажется читателю натяжкой, но Климент прямо связывает атеизм философов с их учением о стихиях как началах Вселенной. Фалес (ок. 625 — ок. 545 до н.э.), Анаксимен (585—525 до н.э.), Гераклит (ок. 544—483 до н.э.), Эм-педокл (487/482—424/423 до н.э.), Левкипп (V в. до н.э.), Демокрит (ок. 460 — ок. 371 до н.э.) — это "философы-атеисты, потому что они с некоторой нерассудительной мудростью материю обожают" (Климент Александрийский. Кто из богатых спасется. Увещание к эллинам. С.125).

------------------

Современное понимание дано в вики.

Атеи́зм (др.-греч. ἄθεος — «отрицание богов»[1], «безбожие»[2]; от — «без» + θεός — «бог»[2][3][4]) в широком смысле — отрицание веры в существование богов[5]; в более узком — убеждение в том, что богов не существует[6]. В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование любого из богов[7][8][9][10].

Изменено пользователем Imm
Ссылка на сообщение
  • 2 months спустя...

Давно хотел сообщить, что мой религиозный путь закончился и из, пожалуй самой прекрасной религии, из тех что я знаю, из пастафарианства, я снова вернулся к атеизму.

Всё таки, считаю, что атеизм лучше, даже самой разумной, красивой религии.

 

Остался опыт быть верующим, теперь я понимаю, каково это, верить в бога. Остался сертификат подтверждающий мою принадлежность к Русской Пастафарианской Церкви Московского Патриархата.

Изменено пользователем Imm
Ссылка на сообщение
  • 1 month спустя...

Остался опыт быть верующим, теперь я понимаю, каково это, верить в бога. Остался сертификат подтверждающий мою принадлежность к Русской Пастафарианской Церкви Московского Патриархата.

Как я понял, пастафарианство хорошо ещё и тем, что его можно принять или отвергнуть по собственному желанию и без последствий. И это, на мой взгляд, приемлемое отношении к религии - как к сказке.

Ссылка на сообщение
  • 4 weeks спустя...

Решил познакомиться с сайтом общественного фонда "Здравомыслие" http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E4%F0%E0%E2%EE%EC%FB%F1%EB%E8%E5_%28%EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%E5%ED%ED%FB%E9_%F4%EE%ED%E4%29 zdravomyslie.ru

 

Пытаюсь зайти и что я вижу?

 

 

 

Уважаемый абонент!

Доступ к запрашиваемому Вами Интернет-ресурсу ограничен в

соответствии с требованиями законодательства и/или во исполнение

решения суда.

Кто-нибудь в курсе, что происходит?

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...
Яндекс.Метрика