Перейти к публикации
Форум района Строгино

История Строгино и Троице-Лыково


Manwe

Рекомендованные сообщения

  • 2 weeks спустя...

  • 4 months спустя...
  • 8 months спустя...
  • 11 months спустя...
  • 4 weeks спустя...

«Москвич Mag» поговорил с архитектором и градостроителем Евгением Гурвичем и узнал, как маршал авиации Покрышкин спас от застройки Тушинский аэродром, а первый секретарь Гришин не позволил расширить столицу за пределы МКАД.

 

Грамотно сделанный градостроительный проект закладывает огромные возможности для творчества и развития, но для этого нужно видение на десятилетие вперед, нужен перспективный план. Но в сегодняшней Москве нет генерального плана на 10-15 лет, а от этого зависит комфортное и грамотное планирование развития города. 

Сейчас многие вопросы строительства отданы в частные руки, а частный бизнес не тянет крупные градостроительные проекты, для масштаба нужна государственная воля. Поэтому в СССР развитие крупных городов без генплана было немыслимо. У нас была мощнейшая градостроительная школа, сформировавшаяся еще с 1930-х годов, со времен Николая Милютина. Советские специалисты участвовали в создании новых городов по всему миру, а сейчас строится столица в Индонезии Нусантара, или в Монголии возводят умный город Мункэ хан на территории Каракорума на месте бывшей столицы Чингисхана, а российских специалистов не зовут. Наши градостроители, которые раньше очень котировались, отстали от мировых трендов лет на двадцать.

 

Какие, на ваш взгляд, были удачные генпланы Москвы?

В 1960-х Москва была поделена на районы в зависимости от количества проживающих там коммунистов. Во всех районах должно было быть примерно одинаковое число членов партии, за этим строго следили райкомы, поэтому территориальные размеры районов сильно отличались. А в 1971 году был принят генплан, пересобравший город совершенно по другому принципу планировочных зон со своими центрами. Появились восемь зон — Юго-Запад, Северо-Запад и пр., — отделенных друг от друга зелеными клиньями, — по ним в Москву до центра должен был доходить свежий прохладный воздух из пригородов. Летом нагретый асфальт останавливает в городе движение воздуха, который может свободно перемещаться по зеленым зонам, своеобразным воздушным коридорам. Тогда же появился план строительства нескольких рокадных, минующих центр, магистралей, они должны были разгрузить Москву от транзитных потоков. Но в 1970-х годах это в полной мере не было реализовано, сейчас — частично.

Помню, что по этому генеральному плану собирались застроить Тушинский аэродром, а территория Строгино должна была остаться нетронутой внутри зеленого клина. Но аэродром тогда возглавлял маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, который к тому же руководил ДОСААФ — и он не позволил этого. Сказал: «Только через мой труп». Аэродром не тронули, вместо этого решили застроить Строгино.

Сейчас аэродром все равно застраивается, и как отреагирует на это воздух и климат столицы, пока не очень понятно. Северо-западный зеленый клин уничтожен напрочь — застраивают аэродром, застроен Красногорск, Павшинская пойма…

 

 

 

Расскажите, пожалуйста, о застройке Строгино, Митино и Куркино.

На глобальную планировочную структуру Строгино я не влиял, занимался проектированием и застройкой отдельных микрорайонов и зон. Этому району повезло, так как он оказался внутри клина и по генплану не должен был застраиваться. Все понимали, что надо минимизировать антропогенную нагрузку на территорию, в ближайшее время там не планировалось метро и должно было жить не более 120 тысяч человек.

И действительно, с экологической точки зрения Строгино вышел одним из самых благополучных районов — среднеэтажная застройка, микрорайоны друг от друга отделяют бульвары, а не улицы, парки, большие расстояния от домов до реки, зоны отдыха, пляжи, рядом Серебряноборское лесничество.

Район Митино, который я проектировал с нуля, совсем другой. Там природы и зелени практически не было — один небольшой парк с прудом, село Рождествено да пара деревень. Застраивали Митино, конечно, плотнее, чем Строгино, здесь уже расчет шел на 200 тысяч человек и, чтобы вывести всех этих людей на работу, город форсировал строительство метро — Митинско-Бутовскую линию, которую, впрочем, быстро заморозили. В Митино в начале 1980-х мы уже работали с микрорайонами, территории которых структурировали — школы и сады собирали в центр микрорайона, организовывали благоустроенные дворы. Впервые в Москве по всему району была сделана сеть пешеходных улиц. Недавно я туда заезжал посмотреть, пользуются ли. Да, народ ходит, дорожки благоустроены, зелень, фонари.

В то время была еще одна проблема — надо было поставить несколько высотных акцентов, но производство высотных многоэтажек было ограничено на стройкомбинатах. И ходишь просишь у руководства, а тебе говорят: не могу, дорогой, все высотки разобраны. То есть у тебя есть план, есть место, а построить не можешь, потому что просто нет мощности. Только заменяешь чем-то другим, тебе наконец дают высотку, а ты уже не знаешь, куда ее деть. В Строгино на въезде в район со Строгинского моста, чтобы было красиво, нужны были две 22-этажные башни. Мы их ждали-ждали и в итоге построили 14-этажные.

 

https://moskvichmag.ru/gorod/menyat-litso-goroda-mozhno-teryat-nelzya-gradostroitel-evgenij-gurvich/

 

Ссылка на сообщение
38 минут назад, Olg сказал:

Сейчас аэродром все равно застраивается, и как отреагирует на это воздух и климат столицы, пока не очень понятно.

 

Там поле, как на это отреагирует воздух? НИКАК. Что за бестолковые комментаторы...

Ссылка на сообщение
13 минут назад, Furius Baco сказал:

 

Там поле, как на это отреагирует воздух? НИКАК. Что за бестолковые комментаторы...

 

 Было поле = был коридор  - воздух поступал, теперь поля нет.

Цитата

в 1971 году был принят генплан, пересобравший город совершенно по другому принципу планировочных зон со своими центрами. Появились восемь зон — Юго-Запад, Северо-Запад и пр., — отделенных друг от друга зелеными клиньями, — по ним в Москву до центра должен был доходить свежий прохладный воздух из пригородов. Летом нагретый асфальт останавливает в городе движение воздуха, который может свободно перемещаться по зеленым зонам, своеобразным воздушным коридорам. Сейчас аэродром все равно застраивается, и как отреагирует на это воздух и климат столицы, пока не очень понятно. Северо-западный зеленый клин уничтожен напрочь — застраивают аэродром, застроен Красногорск, Павшинская пойма…

 

Ссылка на сообщение
12 часов назад, Olg сказал:

 

 Было поле = был коридор  - воздух поступал, теперь поля нет.

 

В москвичмаге всегда какие-то неоднозначные публикации) получается, что уважаемый архитектор уже и забыл, что на месте аэродрома северной полярной авиации в Захарково появился жилой массив Северного Тушино, осталось только в воспоминаниях и названиях улиц Аэродромная, Планерная.. 

Потом участвовал в проектировании районов Строгино, Митино.. Отлично знает, как строилось Куркино.. 

То есть соучаствовал в застройке того самого коридора) 

При этом, мы же понимаем, что в том числе и из центра, которому коридор свежего воздуха перекрыли)), расселялись коммуналки, бараки и клоповники, получали жилье многочисленные очередники. 

 

 

Изменено пользователем Шахерезада Степановна
Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...
Яндекс.Метрика